Продолжая серию публикаций про урбанистическую поездку в Лондон, расскажу, как там обстоит дело с великами. Кое-что о великах в Великобритании я знал по собственному опыту: сам я, когда жил месяц в Кентерберри, уже на второй день купил себе велик и очень был этому рад. Но то кантрисайд, там легко, а как в Лондоне?
Тут это тоже вполне себе вид транспорта, людей на велосипедах НЕСРАВНИМО больше, чем в Москве. Хотя в обсуждениях люди говорят примерно то же самое, что и у нас: невозможно ездить, очень опасно, проблемы с погодой, малоразвитая дорожная инфраструктура и все такое. На самом деле, проблемы те же, но, как мне показалось, на совершенно ином уровне.
При населении Лондона в 8.6 миллионов человек, в городе совершается примерно 750000 поездок в день. При этом в общем числе поездок на любом транспорте, включая общественный, велосипед занимает долю менее 3% . Частный автотранспорт — 36% и это после всяких драконовских мер, вроде введения платы за въезд в центр города.
Всей этой статистикой владеет London Cycling Campaign — некоммерческая организация, которая занимается защитой интересов велосипедистов. В ней состоит 11.5 тысяч человек, которые платят ежегодные взносы, примерно 50 фунтов в год на человека, в взамен получают юридическую поддержку и страховку, типа ОСАГО в ДТП. Ну и много чего делает, от всяких велопарадов и прочих покатушек до лоббирования изменений в законодательстве и слежением за выполнением предвыборных обещаний властей. То есть, что важно: есть организация с большим количеством участников, которая отстаивает интересы сообщества. Ежегодно отчитывается о полученных и потраченных деньгах.
Велосипедисты пользуются поддержкой властей, прошлый мэр Борис Джонсон, который теперь работает на общенациональном уровне, популяризировал велик собственноручно.
И начал прокладку велосипедных суперхайвеев — многокилометровых выделенных велошоссе между проезжей частью и тротуаром, на фото — голубого цвета
Нынешний мэр, лейборист Садик Хан это дело активно продолжил, хотя сам на велике и не фоткается.
Поначалу суперхайвеи никак не отделяли, что приводило к разного рода неприятностям, например, парковке прямо на голубой полосе. Сейчас их постепенно отделяют бордюром или поднимают над проезжей частью. Часто такое делают и вовсе не с хайвеями, а с обычными велодорожками.
Стали так делать и число велосипедистов пошло вверх гораздо быстрее. Вдобавок к рисковым сорвиголовам появились люди семейные, пожилые, дети, стало заметно больше, так сказать, велоледи.
Помните, рассказ про район Шордич? Тот самый перекресток Old Street Roundabout, в честь которого и произошло название Silicone Roundabout сейчас реконструируется под велосипедистов, потому что очень уж много тут происходит с ними ДТП.
Кстати, всего в Лондоне в прошлом году погибло 9 велосипедистов. Ясное дело, хотят свести к нулю.
В городе есть и система велопроката, вроде московской. Ну или московская вроде лондонской.
В Москве и некоторых других городах в последнее время стало много электросамокатов, в Лондоне они тоже есть, но все они — вне закона. Гораздо больше распространены электровелосипеды и, соответственно, электробайкшеринг. Работает, как обычный каршеринг, через приложение, оставлять и забирать можно прямо на улице. Есть аж три компании, одна из них — уберовская (Jump).
Но вернемся к обычному велику. В разных районах предлагаются разные решения по хранению велосипедов. Вот, например, аренда места в гараже-ракушке. Прямо у подъезда. Удобно!
Можно также арендовать место в большом гараже у транспортно-пересадочного узла.
Наш старый знакомый — активист и большой поклонник веложизни — Пол Гассон показывает, как велик легко загружается на второй ярус
Кстати, у некоторых по два велика: один используется от дома до остановки транспорта, второй — от транспорта до работы.
Самая удивительная, свящанная с велосипедами штука, которую я увидел за эту поездку — это мобильная веломойка. Прямо на улице.
p>