Чужие выборы

Я, ребята, как выясняется, очень старый. Самому не верится, но я помню то время, когда за иностранными выборами особо никто не следил. Я не про Советский Союз, в котором жителям просто не сообщалось, что на Западе происходит какая-то предвыборная борьба. Просто в какой-то день диктор говорил: вот, в Америке избрали Рейгана, бывшего актера. Через пару месяцев его фамилия сменит фамилию Картер в сводках из Вашингтона и вечной Женевы. Нет, к такому положению вещей мы еще с вами вернемся.
А я вот помню время, когда следить за соревнованиями республиканцев и демократов, консерваторов и лейбористов, социалистов и правых не говоря уж про целый букет христианских демократов никому просто не приходило в голову. Просто потому, что конкурентные выборы были в собственной стране.
Далеко не всегда честные, бывало, и грязные. Со странными кандидатами, партиями и их кампаниями. Но тем не менее, интересные и непредсказуемые. И казалось — неровности и шероховаточти — это же от неопытности. 200 лет нестриженный газон, вот это все. Будем утюжить его год от года и как-то оно само собой образуется, выстроится.
И оно выстроилось, да совсем не так. Ни честными, ни чистыми выборы так и не стали. Просто перестали быть непредсказуемыми, перестали быть выборами. Нет-нет, да иногда где-нибудь, на региональном или местном уровне вспыхнет ненадолго что-то, кажется, живое. Вроде выборов мэра Москвы или Екатеринбурга в 2013. И потом опять — все те же лица и та же предрешенность, граничащая с обреченностью.
Но, слава богу, есть кокусы. Который уже раз мы начинаем следить за чужим марафоном, уверенно подбирая рифму к названию “Айова”. Мы уже лучше иных американцев разбираемся в тонкостях внутрипартийной борьбы, назубок знаем их архаичную замысловатую систему с выборщиками, отвечаем на вопрос, какая из следующих администраций будет строже или мягче к вечному Владимиру Путину, как бы того в этот момент ни звали. Ну хоть посмотреть, как у людей, если в своей политике — вечный День Сурка.