Про iPhone убийцы посла

Некоторые российские СМИ, как известно, не могут не врать — это принцип их работы. Другие, в погоне за скоростью (здесь, к сожалению, вынужден признать подобное и за собой и ближайшими своими коллегами), тупо перепечатывают, копипейстят, несут в эфир не только не проверяя, но и не подвергая хоть какому-то обдумыванию с точки зрения здравого смысла. Конечно, в эпоху post-truth, распятых мальчиков и просто существования телеканала RT об этом как-то глупо говорить, но, тем не менее.

Сегодня отличились, например, Life (ну, этому мало кто удивлен): «Apple отказалась разблокировать iPhone убийцы российского посла» и «КоммерсантЪ», который вроде как принято считать изданием посерьезнее. Но и там традиции фактчекинга трещат по швам, зато есть кликабельный заголовок с модной ныне формулировкой: «СМИ: власти Турции просят Apple разблокировать iPhone убийцы российского посла».
Алекс Пацай, человек въедливый до занудства, провел фактчекинг (то есть сделал работу за журналистов) и выяснил, что такого запроса в Apple от властей Турции, скорее всего, и не поступало. Во всяком случае, у нас есть только один, довольно стремный источник — Macreports, который не пишет, откуда ему стало известно о запросе, там нет ссылки даже на «источник, пожелавший остаться анонимным». Никаких других свидетельств этого нет, ну и уж конечно нет свидетельств об отказе Apple разблокировать iPhone убийцы посла. Все, что я знаю об этом деле по своим источникам, говорит о том, что такого запроса пока не было. То есть, возможно, и даже скорее всего, поступи такой запрос, Apple и откажется, но пока, судя по всему, не произошло ни того, ни другого, и сообщать об этом, не то чтобы некорректно, а просто чистая ложь.

Другое дело, что частично в сложившейся ситуации частично виновата и сама Apple, славящаяся своей чрезывачайной закрытостью — комментарии от нее поступают в виде пресс-релизов и только тогда, когда этого захочет сама компания, правом говорить публично от имени компании практически никто не наделен, добиться оперативных комментариев от нее бывает, скажем так, крайне затруднительно. Что никак не оправдывает небрежной работы журналистов с информацией.