В американский отпуск по Югу США, о котором я тут рассказывал на протяжении пары недель в июле, мы с женой поехали неспроста: место и время диктовалось нам дочерью нашей, тринадцатилетней Варварой. Еще зимой мы пришли к решению, что совершенствовать английский лучше всего в языковом летнем лагере. Расскажу об этом эксперименте над собственной дочерью со всеми плюсами и минусами, возможно, кто-то задумывается о зарубежном лагере для ребенка и наш опыт пригодится.
Варваре больше нравится американский вариант языка, да и поездка в США, как сейчас принято говорить, тупо удобнее в плане планирования и во многом дешевле, чем в Европу. Был вариант и обычного лагеря для американских детей, но его отвергли как экстремистский — практики у Варвары было немного.
Многоичисленные российские посредники, предлагающие отправку в такие лагеря, были отвергнуты также по соображениям экономии и из-за бюрократических сложностей. В результате нескольких дней поисков в интернете и переписки с несколькими школами, я остановил выбор на St Giles International, со штаб-квартирой в Канаде, несколькими школами и лагерями в США и Европе. Мы выбрали лагерь во Флориде: он был почти самым дешевым (столько же стоил в Сан Франциско, а, для сравнения, в Бостоне — вдвое дороже) и удобным с точки зрения путешествия уже без Варвары: тут тебе и поездить есть где и теплый океан всегда под боком. Конечно, июль во Флориде — не самый приятный месяц, но, как потом оказалось, и не страшный совсем.
Я уже писал о стоимости, повторю еще раз, поскольку этот вопрос всегда волнует больше других. Две недели (это чисто лагерь, не считая авиабилета) обошлись нам в $2800. Не знаю, как вам, по мне, конечно, очень недешево, и надо было видеть, как меня колбастило, когда я отправлял эту сумму неизвестным людям по интернету в Канаду. Но, главное, что по итогу — эффективно. Что мы приобрели за эти деньги:
— Проживание
— Трехразовое питание
— Занятия английским по 3 часа в день 5 дней в неделю
— Активности вне занятий
— Экскурсии — 1 на весь день и 2 на полдня в неделю
Условия проживания, надо сказать, нас, если не шокировали, то несколько удивили: дело в том, что школа снимает летом помещения у Военно-Морской академмии Фаррагута в Сент-Питерсберге на берегу Мексиканского залива. Ну и, соответственно, дети живут… в казарме. В общем, оп сравнению с обычным советским пионерским лагерем — ничего особенного, разве что помещения тесные и не палаты на 6-7 человек, а типа каюты, очень небольшие комнатки на 2-3 человек с двухуровневыми кроватями или как там на флоте это называется. Маленькое окошко в стене, небольшой санузел. Все довольно мрачно. «Как в тюрьме!» — саркастически, но точно характеризовала Варвара. Словом, если вашему ребенку нужен курорт, узнайте об этом заранее. Впрочем, по итогу, никаких негативных эмоций у Варвары ее жилище не оставило. Зато ей понравилась кормежка в курсантской столовке — разнообразная, вкусная и совсем не фастфудная. Если мало неограниченного трехразового питания, круглосуточно можно купить снеки (по $1 за пачку печений или банку газировки), Варваре эта опция не пригодилась ни разу. Армейских ограничений, слава богу, практически нет: строго запрещены наркотики и алкоголь, дискриминационное поведение и все такое. Есть вай-фай (привозить гаджеты не запрещается, но их сохранность — ответственность владельца) и компьютеры общего пользования.
Что касается занятий, то тут нас ждал еще один сюрприз, который даже не знаешь, как расценивать: как приятный или наоборот. По результатам тестов, выяснилось, что уровень языка Варвары — сильно выше, чем обычно у зарубежных студентов в ее возрасте. Из-за этого ее зачислили в старшую группу (разброс в лагере 9-16 лет, в группе — до 15 человек), но и там Варя чувствовала некоторую для нее «халявность» в смысле уровня занятий. То есть, это было, безусловно, полезно, особенно, с точки зрения практики, но неплохо было бы и немного посложнее. Занятия, разумеется, крайне непохожи на привычные нам уроки, упор делается на разговорную практику, активность, уверенность и т.д. Боюсь, оценить этот фактор до приезда в лагерь — крайне затруднительно. Активности вне занятий часто эффективнее уроков, они бывают самые разные, например, сделать доклад о национальной кухне страны, откуда ты приехал, разные игры, квесты и т.д. Варвара научилась играть в покер.
Мы предполагали, что в лагере могут быть другие рускоязычные дети, но не предполагали, что их будет так много. Проблема понятна: соотечественники говорят между собой на своем языке, исчезает эффект «погружения», снижается эффективность обучения, за которое, скаредно повторюсь, плачены ощутимые деньги. Поэтому при всей любви к соотечественникам, подсознательно хочется, чтобы их там не было. Так вот, почти половина студентов в нашей смене приехала из России или стран бывшего СССР. И самая главная беда, что все они, как один говорили между собой по-русски. Как свидетельствует Варвара — часто пытались и с иностранными студентами. Справедливости ради — все соотечественники были младше Варвары, дети явно были настроены отдыхать, а не учиться или хотя бы играть в игру «я попал в чужую страну». И любые объяснения, что единственным приемлемым для общения языком в лагере является английский, никакого эффекта не имели. Иностранные студенты придумали асиметричный ответ: кричали «Руска, руска, руска!», как только услышат русскую речь. Уверен, что вернувшиеся в Россию дети расскажут родителям, что проклятые иностранцы нас очень не любят. Слава богу, у Варвары, которая даже твиттер и инстаграм в лагере вела на англйиском, самой, без нашего влияния, хватило ума и характера влиться в международную компанию (Германия, Франция, Чехия, Колумбия) практически не общаться с соотечественниками. Если собираетесь отправлять ребенка в языковой лагерь, продумайте этот момент, он на мой взгляд, самый главный.
Ну и, наконец, экскурсии. Лагерь недалеко от Орландо, гле несколько гигантских парков развлечений, поэтому логично, что детей возят именно туда, входной билет и питание внутри (если вы пойдете сами, это обойдется вам не меньше $120) — включены. Пару раз их вывозили на море — непростительно мало по представлениям людей из холодной страны, но по тамошней жаре — может и к лучшему. Еще у них была необычная по нашим представлениям «экскурсия» — шопинг, детей на пару часов выпускают в молл. В Америке — это часть культуры, проведения досуга, ну и детям бывает интересно купить что-то без родителей, которым нужно не забыть оставить чадам карманные деньги. Не знаю, информативен ли для вас этот опыт, но нашей хватило оставленных $200, причем $40 остались неистраченными.
Поскольку мы привозили Варвару сами, я не помню, нужно ли тем, кто отправляет ребенка самостоятельно, платить дополнительные деньги за трансфер, но он точно есть. Еще около $200 наличными придется оставить в залог при заезде — на медицинскую страховку и залог на случай порчи ребенком какого-то имущества. Весь залог полностью возвращается по окончании смены, если все было в порядке. Что касается страховки — она довольно ограниченного действия и, чисто для спокойствия, я не стал отказываться от обычной страховки для выезжающих за рубеж, благо дело это совсем недорогое. Самое смешное, что свою собственную страховку я забыл дома и почти три недели спокойно колесил по Штатам, не имея об этом ни малейшего представления. Но это уже другая история. Кстати, следующим постом расскажу о том, как получился маршрут нашего путешествия.
Что касается основного результата: студентка Варвара получила сертификат с уровнем CEFR С1. Не являясь специалистом, я не могу проверить, насколько объективна эта оценка, но у меня (после месячного обучения в Англии) — B2 и говорю я реально хуже, разве что словарный запас в некоторых аспектах побольше, но это временно. За три дня в Америке, которые мы были там после лагеря мы убедились, что говорить Варя стала гораздо увереннее, для нее не составляет никакой проблемы повседневное общение, понимает речь носителей языка она быстрее и лучше меня. В аэропорту Тампы Варя купила какую-то модную книжку на английском про больную раком девочку и прочла ее за неделю.
В языковой лагерь Варвара теперь вряд ли поедет — это было хорошо, но, в принципе, достаточно. Если только какой-то продвинутый уровень или еще что-нибудь в этом духе. Но я предложил ей подумать и поискать самой по интернету обычный летний англоязычный лагерь.
p>