Slon.ru: Как убить Болотную

Елена Тофанюк, заместитель главного редактора Slon.ru

Для того, чтобы превратить известный лозунг, собиравший зимой тысячи людей на московских площадях в его полную противоположность – «Мы были на Болотной и мы больше НЕ придем» – властям надо было сделать ровно то, что они сделали. Разрешить организовать «Марш миллионов» адепту новой революции Сергею Удальцову.

Он ведь и не собирался выражать мирный протест. Он делал то, что запланировал. Провокации может и были. Но Удальцову провокаторы не нужны. Не провокаторы же, в конце концов, заставили его со-товарищи сесть на землю возле «Ударника» и тем самым заблокировать единственный выход с Болотной площади – кто хотел уйти, сделать этого не мог. Все остальные выходы были блокированы полицией, и объяснить это мерами безопасности невозможно.

На заблокированной со всех сторон Болотной  слонялись брошенные организаторами просто участники митинга и марша – мимо меня сначала пронесли большую белую ленту – сначала туда, потом обратно. Державшие ее люди, кстати, стояли за колонной «Левого фронта» во время марша, то есть, смогли пройти на Болотную, на которую якобы то ли не пускали, то ли не было места. Потом появился слегка растерянный Дмитрий Быков, посмотрел вокруг и встал у парапета. Остальные ходили взад и вперед в недоумении, не понимая, то ли им идти домой, то ли лезть в самое пекло.

Домой идти, как вскоре выяснилось, было нельзя. Полиция, вопреки заявлениям Пескова, действовала совсем не мягко – они были готовы к бойне еще до того, как полетели камни. Когда все выходы с площади оказались заблокированы, я спросила одного в оцеплении – что мне делать, если я хочу отсюда выйти. Идите туда, откуда пришли, сказал он ухмыляясь. Там откуда все пришли, на земле сидел Удальцов, виднелся распыленный газ и слышались крики. Ни следа от той полиции, которая стояла в оцеплении в декабре – те не впускали где попало, но всех желающих выпускали. Через некоторое время, впрочем, выход открыли.

Мне не нравится, когда полиция толкает меня туда, где уже летят камни. Но мне и не нравится, когда организаторы якобы мирного митинга – а за время предыдущих акций все привыкли к мысли, что протест может быть организованным и безопасным занятием, как это и должно собственно быть – толкают людей на полицию. Не нравится, когда Удальцов, встав во главе колонны не им выведенных на улицы людей, превращает их разменную монету своей борьбы. Я не хочу выбирать – Путин или Удальцов.  Ни тот, ни другой. Потому что беспорядки в это воскресенье накануне ианагурации спровоцировали они оба.

Тогда, в декабре, мне казалось, что лидер у этих вышедших на улицу масс родится, другие считали, что лидер не нужен, а сетевая структура, самоорганизовывающаяся через социальные сети – оптимальное решение. Ну вот результат – родился не лидер, но монстр. И протест уже никогда не будет таким, как в декабре. Он, конечно, не умрет. Но теперь он будет жестким, с лозунгами про революцию и штурм Кремля. вы готовы встать под эти знамена? Я – нет. С этой точки зрения, Удальцов Кремлю скорее полезен, чем вреден. С его помощью массовый гражданский протест легко вернуть в лоно маргинальной оппозиции.

,