Россия никакая не единая страна. Здесь один государственный язык, одна валюта, формально — одна федеральная власть и ее законы с Конституцией, но вот с точки зрения сотовой связи — это 80 с лишним государств. Потому что у нас есть внутристрановой роуминг. Я не знаю какой-либо другой страны, где существовало бы это безобразное, позорное, разъединяющее нашу страну явление. Вполне понятное и объяснимое в реалиях «лихих 90-х», оно выглядит диким и неуместным атавизмом спустя 15 (!) лет после того, как сотовая связь начала становиться масовой.
Если вы едете из Мюнхена в Гамбург (776 км), или from Chicago to LA (3200 км), или из Харькова во Львов (1017 км), то есть путешествуете в пределах одной страны, хоть меж соседними регионами, хоть пересекая государство из конца в конец, вы можете не беспокоиться за ваши расходы по мобильной связи: траты будут точно такими же, как и если бы вы остались дома. Совершенно обратная картина наблюдается, если вы собираетесь поехать из Москвы, ну, скажем во Владимир (190 км) или, например, в Тверь (170 км), оставаясь в сети одного и того же оператора. На таком крохотном по меркам соверемнного транспорта расстоянии в пределах формально одной страны и одного федерального оруга, но в разных регионах у вас будет роуминговый тариф. Сейчас операторы делают разные, на мой взгляд, унизительные для пользователя услуги, подключив которые тот может минимизировать траты, однако они все равно (считая подключение услуги) будут отличаться от трат в домашнем регионе.
Раньше это было модно объяснять громадной страной. Но из примеров выше мы видим, что есть страны вполне сравнимые с Россией или хотя бы Европейской ее частью по обитаемой территории, где никакого внутристранового роуминга нет. Более того, странно объяснять роуминг размерами страны, если роуминг начинается за пределами радиуса в 150 км, в любую сторону.
Недавно я виделся с министром связи Игорем Щеголевым и задал ему соответствующий вопрос. Прошу прощения за качество звука, я своими кривыми ручками добился неэфирного звука, но ниже я сделал расшифровку.
Плющев: Я так и не понимаю до сих пор, с чем связано, что один и тот же оператор в разных регионах берет разные деньги с меня. Совсем не понятно.
Щеголев: Надо все-таки сказать, что это не является предметом государственного регулирования. То что мы ведем эту дискуссию — это наша социальная ответственность и наша социальная функция, но напрямую повлиять на роуминг мы не можем, потому что это не является регулируемой услугой. если найдутся у нас законодатели и общественные организации, которые выступят с такой инициативой, чтобы подвести это под общественное регулирование, этим будет проще заниматься, но даже в Европе, при том, что там есть способы регулирования, тариф для конечного потребителя регулируется в минимальном количестве случаев, там есть оптовый тариф, который регулируется, межоператорские расчеты, которые регулируются, ну и там это все с большим скрипом, но и там участники рынка пытаются добрать в нерегулируемых сегментах то, чем им приходится жертвовать в ходе такого регулирования. То есть конечно этим нужно заниматься, нужно опять-таки в рамках такого обсуждения добиваться (решения — А.П.) тех задач, которые бы делали безусловно более комфортным использование услуг для потребителей, но при этом не надо забывать, что поддержание сети и ее развитие тоже требует расходов и если закрутить до такой степени, что у операторов не останется средств на развитие сети. Это тоже отразится на потребителях.
В сухом остатке: это операторы, у нас нет рычагов их регулировать.
Похожий вопрос в эфире Эха Москвы я задал Анатолию Сморгонскому, директору по маркетингу Московского региона Вымпелком. Мы разговаривали омобильном интернете, но смысл, понятно, тот же. Его ответ, расшифровка эфира:
А. Сморгонский: Что значит… специфика нашей страны. Надо понимать, что она большая, да? Все понимают, что большая страна. Соответственно, если сравнить нашу страну в Европой, явно можно роуминг внутри Московской области, он бесплатный.
А. ПЛЮЩЕВ: Ну, перестаньте. Я отъезжаю на 200 километров… 200 километров! Какая большая страна? Я в Суздаль ездил и был в роуминге!
А. СМОРГОНСКИЙ: Специально, чтобы вы не были в роуминге в Суздале, есть для этого сегмента тарифные планы…
А. ПЛЮЩЕВ: Я не хочу задумываться. Я лечу из Лас-Вегаса в Нью-Йорк, и я не в роуминге….
А. СМОРГОНСКИЙ: «Все включено» тарифный план, там безроуминговая зона, вся страна. Можно звонить, качать…
А. БЕЛАНОВСКИЙ: Но стоит дороже.
А. СМОРГОНСКИЙ: Он не стоит дороже. Он стоит, там, 900 рублей.
А. ПЛЮЩЕВ: Я в своей стране, я в одной и той же сети, Билайн – почему у меня роуминг? Это ад.
А. СМОРГОНСКИЙ: Плюс мы убрали роуминг на интернет-опции. То есть, если как бы вы подключаете флетрейт, то у вас сейчас интернет безроуминговый. Вот прям буквально рекламная кампания сейчас идет – наверное, видели ролик. Есть некоторые опции. Вот сейчас это просто стало очень массовой опцией. Я не могу назвать цифры, но очень многие у нас пользуются интернетом, именно используя различные вот такие опции. Соответственно, да, сейчас эта опция безроуминговая по всей стране. Что касается вот такого сегмента, у нас есть группа тарифов «Все включено» именно для тех, кто ездит. Не важно, каждый день вы ездите… Там никакой абонплаты за эту опцию вообще никакой нет. То есть у вас есть пакет минут, смсок и мегабайт, вы их можете тратить по всей стране…
Несмотря на то, что представитель БиЛайн фактически уходит от ответа, сосредоточившись не на решении проблемы, а на, повторюсь, унизительных для пользователя опциях, стоит отдать должное представителям этой компании: они хотя бы не отказываются эту проблему публично обсуждать. А непублично представители по меньшей мере двух сотовых операторов мне говорили, что проблема в том, что они вынуждены для междугороднего трафика пользоваться линиями Ростелекома, который диктует тарифы. То есть, кивают на министерство, которое, скажем так, на эту ситуацию не влияет. Но вслух этого не говорят, во всяком случае, я не слышал. Но даже если так, роуминг на расстоянии в 150 км все равно ен объясняет. А значит, налицо обман потребителей.
Я не знаю, кто из них прав или они там все прекрасно между собой ладят, но я хорошо знаю одно — мы за это платим. Внутристрановой роуминг внутри одного оператора — позор для страны. И единственное решение здесь — полная и безоговорочная его отмена совместными усилиями всех, от кого это зависит. Мне кажется, рано или поздно его обязательно отменят. Раз уж крепостное право однажды отменили. А если мы будем чаще об этом говорить, писать в блогах, троллить операторов и чиновников, может быть даже отменят несколько раньше.
UPD1 Поступил официальный комментарий компании Мегафон, поднимаю из комментария:
Мы готовы отказаться от внутрисетевого роуминга при условии изменения отраслевых правил построения сетей связи и пропуска трафика. Если будут внесены изменения в существующие нормативные правила, мы сможем пропускать трафик абонентов через собственные сети, что приведет к снижению стоимости тарифа.
То есть опять-таки кивают на министерство.
p>