Мне кажется, Антон зря зарекается. В том смысле, что оказаться в каких-либо списках, переписке и прочем барахле, как мы знаем, можно совершенно помимо собственного желания. В том смысле, что сочинить истории и письма, чтобы подставить кого-либо — не так уж сложно.
Совсем не хочу выступать в защиту тех блогеров, имена которых фигурируют в «переписке Потупчик». Тем более, что по косвенным признакам и упоминаниям малоизвестных (в силу малоинтересности) историй с деталями, которые ныне уже вспомнить мало кто может, переписка — подлинная. Во всяком случае, какая-то ее часть. Тем более, что ни один из упомянутых там блогеров не попал в «Список самых мерзких врагов» нашистов из той же переписки. И тем более, что некоторое время назад до обнародования переписки сразу несколько людей, по роду работы общающихся с Администрацией Президента, назвали мне одного и того же яркого блогера в качестве «сотрудничающего». Впрочем, это как раз может говорить и о намеренном провокационном сливе — пойди их теперь разбери. Многие уже сделали выводы и шумно осудили, лично мне в этой истории далеко не все так ясно и однозначно. Никого осуждать пока не буду.
Что совершенно не мешает поговорить об этой проблеме вообще, без персоналий.
Проблема в том, что общество, читатели в основной своей массе спокойно относятся к проплаченным публикациям, а какая-то часть искренне верит, что проплачено вообще все и без монетки буковки в интернете не появляются. Для людей это нормально, репутация для них слово очень абстрактное. Что прекрасно знают те, кто берут деньги за посты и статьи. Скажем, про блогера Радулову это очень хорошо известно давно (и подтверждается перепиской), но на популярности Радуловой это совершенно не сказывается. Если бы репутация ценилась не только в узком кругу профессионалов (увы, в чуть более широком кругу она имеет не большую ценность, чем среди читателей), количество желающих взять денег за подметный пост было бы меньше. Интересно, что многие не видят никакой разницы между скрытой рекламой и открытой, когда читатель о ней прямо предупреждается, как это делается, например, в журнале Темы Лебедева и как это будет делаться здесь, если вдруг поступят достойные предложения. Более того, открытая реклама, просто в силу своей очевидности раздражает читателей больше, чем скрытая.
Ну, а если людям нравится, что на них влияют исподволь, много ли у нас моральных оснований упрекнуть влияющих? Ситуацию с известными блогерами в интернете можно сравнить с поп-музыкой, а их аудиторию — с аудиторией «Русского радио» или «Шансона», где, я слышал, практика продвижения артистов за деньги весьма распространена. Думаю, все это слышали, и ничего, никто в маршрутках приемники не переводит на другую частоту.
На такой благодатной почве продажность среди блогеров, которым крайне охота хорошо зарабатывать только своими отчетами о путешествиях и фотками, увы, будет только расти.
p>