Феномен Навального

Еще летом я хотел написать пост про то, что у всех оппозиционных лидеров есть одна альтернатива сохраниться в политическом поле — поддержать Навального. Либо они рано или чуть позже просто сойдут с дистанции навсегда. Тогда было лень, а сейчас все очевидно: ставить больше не на кого. И либо ты с ним, либо ты в пролете. Потому что, положа руку на сердце, реальная поддержка есть только у него. И во всех разговорах: «А кто, если не Путин?» всерьез обсуждается только одна фамилия и это уж точно никакие не вечномолодые Немцов с Рыжковым и даже не карманный демократ Прохоров.

Кстати, пользуясь случаем, скажу спасибо пинаемому ныне со всех сторон Немцову и его подельникам — за Болотную и за Путин(Лужков).Итоги — это реально большие дела. Что, правда, совершенно не отменяет того печального факта, что и с этими большими делами наши уважаемые оппозиционеры людям надоели не меньше Путина, ну хотя бы чисто визуально.

Ксения Собчак предположила, что на субботний митинг выйдет меньше народу, чем на Болотную — это интересный и рискованный прогноз, но я думаю, что все будет зависеть от активности Навального по этому вопросу: он может как легко вывести на площадь дополнительных пару десятков тысяч, так и оставить их дома. Посмотрите на голосование по выступающим на этом митинге: Навальный уверенно лидирует, а уж ближайшего политика — Гудкова — он опережает почти в три траза. И это при возможности выбрать несколько вариантов, хоть все. Оппозиция надоела среднему участнику митингов не меньше Путина, ее спасает лишь то, что она чисто в силу своего положения не замешана в коррупционных схемах и не может измываться над людьми, как это делает ПЖиВ. Объективная усталость от одинаковых зимой и летом оппозиционеров всех мастей от Удальцова до Милова — весьма мощный фактор. Навальный — то самое «новое лицо» в политике, которого ждали десять лет. И влияние его растет с каждым днем, в том числе не без помощи режима, услужливо сажающего его на 15 суток совершенно без повода.

Мало кто будет отрицать, что тактика Навального на думских выборах (голосуй за любую партию, кроме ПЖиВ) сработала и трудно предполагать, какой бы была нынешняя движуха и была бы она вообще, если бы Алексей всю эту кашу не заварил. Одним только этим термином “Партия Жуликов и Воров” Навальный сделал для “раскачивания лодки” больше, чем некоторые ветераны оппозиционного движения всей их бурной деятельсностью.

Несомненно, по поводу Алексея есть гигантская настороженность, активно, хотя и не слишком умело подогреваемая кремлядью: ну и правда, выпрыгнул, как черт из табакерки, ничего не возглавлял, в партиях-думах не работал, черт его знает, кто такой. В этом смысле Ельцину, когда он пошел против КПСС, было во много раз легче: советский партийнохозяйственный чиновник уже немало проявивший себя в провинции. То есть, несмотря на оппозиционность, он воспринимался народом как начальник. Навального же нормально воспринимает только условный средний класс, для которого лидер вовсе необязательно должен носить идиотский костюм, надувать щеки и строго на всех зыркать. И это электоральная проблема для Навального, который, впрочем, никуда пока не выдвигается. С другой стороны тех же самых людей, которые из последних сил сейчас поддерживают Путина, в 1999 году совершенно не смущало то, что они мало что о нем знали. тем более, что в случае Навального — мало кто мешает узнать, в отличие от секретного прошлого нынешнего премьера, деятельность Алексея вполне публична и проиндексирована поисковиками.

Чуть выше прозвучало слово “лидер”, которое применимо к Навальному весьма условно: его “электорату” лидер в общем-то не особо и не нужен, скорее — координатор и эту роль Навальный с успехом выполнял в своих и близких ему проектах, самый яркий из которых — РосПил. Сколько украли Жулики и Воры из Партии Реальных Дел — одному богу известно, ведь Следственному Комитету не до них, а вот Роспил за полтора года остановил конкурсов на 40 с лишним миллиардов рублей наших с вами денег. Это абсолютно Реальное Дело. Так вот, координатор Навальный — замечательный, пожалуй, идеальный для протестного сетевого проекта.

В разговорах о Навальном, непременно заходит речь о национализме. Это довольно долгая тема и очень не хочется фантазировать, что на самом деле в голове у Навального по этому вопросу, и, соотетственно, критиковать его или оправдывать. Сам я не люблю национализма, но не считаю, что лучший вариант решения межнациональных и миграционных проблем — это их стыдливое замалчивание. А то, что проблемы есть, вряд ли кто-то не согласится.

Поэтому по национализму Навального всего четыре тезиса, лишь один из которых относится к нему самому:

1. Мало кто толком может сказать, в чем заключается национализм Навального, кроме его участия в Русских маршах. Хотя все довольно подробно описано в Википедии.
2. Весьма забавно слышать про национализм Навального от тех, кто вполне нормально относится к каким-нибудь латышским или украинским националистам. Или вот, скажем, сербским.
3. Не менее забавно слышать про национализм Навального от тех, кого совершенно не смущает, что один из видных российских националистов уже который год представляет нашу страну в НАТО и не менее видный российский националист много лет возглавлял фракцию в Госдуме, а в последние каденции вице-спикером там подвизается.
4. Ну и совсем уже нелепо слышать о национализме Навального от тех, чьи барабанные шабаши и прочие выходки охраняют откровенные расисты.

Кстати, о якобы существующей массовости национализма и его популярности среди населения. Заметьте, что в голосовании по выступающим записные националисты (мы же не считаем Ройзмана, правда?) — Демушкин и Белов — в хвосте тридцатки, сильно ниже того же Немцова, например.

Так или иначе, но другого перспективного лидера, вокруг которого могли бы сплотиться весьма широкие слои тех, которому надоели, как власти, так и их оппоненты — нет и в ближайшее время не предвидится, поскольку дело это хлопотное и небезопасное. Вот почему со стороны уже порядком поднадоевших оппозционных лидеров было бы разумно, не теряя лица, поддержать Навального — это единственный способ их политического выживания. А для нас, возможно, это единственный способ вернуть себе ситуацию, когда мы сможем спокойно, без митингов и революций сменить текущего руководителя на выборах, если он нам разонравится или мы просто устанем от его харизматичной физиономии.

,