Два Рождества

Сегодня вспомнил анекдот «либо трусы наденьте, либо крестик снимите». Мне кажется, он вполне подходит под многих моих соотечественников, которые Новый Год отмечают 1 января, а Рождество — 7-го. То есть для Нового Года они используют григорианский календарь, а для Рождества — юлианский. В принципе — их дело, в отличие от многих из них, я не собираюсь указывать, кому и что праздновать. Нравится жить по двум календарям — ради бога. Но если вы имеете смелость поздравить кого-то с Рождеством 25-го, будьте готовы к массовым ответам: «У нас Рождество 7 января. А ты католик что ли?» . Мысли о том, что Рождество 25 декабря встречают не только католики, протестанты, но и громадное количество тех же самых православных, только принявших привычный нам ныне григорианский календарь, наши люди не допускают. Не говоря уж про нерелигиозных людей, которым, по их мнению, праздновать не положено. Кстати, для коллег-журналистов: называть 7 января православным Рождеством так же неверно, как 25 декабря — католическим. Наилучший, на мой взгляд вариант просто Рождество или Рождество по григорианскому и юлианскому календарям соответственно.

Самая лучшая реакция на упоминание сегодняшнего дня как Рождественского, поступившая от, несомненно, высокодуховного человека: «Оказалось, Плющев — католик. Ну, слава богу, хоть не иудей». Меня всегда это поражало в людях — злоба и неприятие того, что у других что-то может быть иначе, нежели у них. Возможно, мне как-то везло, но в ответ на поздравления 7 января, я ни разу не видел комментариев «Рождество было 2 недели назад, ты че, блин, проспал?». Понятное дело, ответить на поздравления с «несвоим» праздником что-нибудь вроде «О, у вас сегодня праздник, мои поздравления, всего Вам наилучшего» у нас считается западло и слюнтяйством. Как ни странно, для меня распространенная у нас нетерпимость временами выглядит очаровательно, поскольку в этом бездна детского и непосредственного.

Надо сказать, что я, будучи в младенчестве крещен в православии, вырос человеком совсем нерелигиозным. Но ряд религиозных праздников в силу традиции уже давно стал светским, и здесь не забудем сказать спасибо коммерции и глобализации. Вспомним хотя бы День Святого Валентина, кто рискнет назвать его религиозным? Или вот Патрика. Очевидно, что хотим мы того или нет, но та же история происходит и с Рождеством. Это уже вполне светский праздник, начиная от базаров и распродаж и заканчивая слежением NORAD за передвижением Санты и его кока-кольным образом.

Поэтому я подумал, что есть несколько парадоксальный, но вполне компромиссный вариант. Разумеется, это не переход РПЦ на григорианский календарь, за эту Хельмову Падь по совершенно непостижимым для меня причинам ортодоксы будут биться до последнего. Не думаю, что и другой вариант их устроит, но на то они и ортодоксы в конце концов. Тем не менее: 25 декабря можно отмечать светское Рождество, а 7 января — русско-православное. Ведь есть у нас два Новых Года, почему бы не быть двум праздникам Рождества? Во всяком случае, я праздную оба. С Рождеством!

 

,