Большой ЭхоНет

Интернет – уникальная среда для творческой самореализации. Не только потому, что ваше творение при определенном везении или, что надежнее, грамотном подходе, могут увидеть сразу сотни людей, а то и тысячи и даже миллионы людей. Интернет часто предоставляет такие возможности, о которых в обычной, офлайновой жизни не подозреваешь и не задумываешься. Благодаря этому сеть полна различными арт-проектами. Впереди у нас несколько программ, в которые я отобрал, главным образом, те проекты, которые являются интерактивными, т.е. их содержание напрямую зависит от действий зрителя. Теоретически такое возможно и без интернета, однако зрителю придется добираться до выставки или перформанса. В случае же с интернетом, для того, чтобы поучаствовать в проекте не нужно даже вставать со стула, не говоря уж о том, чтобы куда-то ехать.
Не каждый арт-проект легко понять, многие вообще невозможно. Из тех, что «дошли» до меня далеко не сразу — www.guimp.com , который его создатели позиционируют как самый маленький в мире сайт. Когда я нашел его, то мне пришлось зайти несколько раз в разное время, чтобы, наконец, понять, в чем же тут дело. В центре страницы возникает маленький квадратик, являющийся ссылкой. Нажимаешь на нее – опять тот же квадратик. Ничего не понятно. И это я еще не страдаю близорукостью. Но настойчивость дала свои плоды и очередная попытка все-таки принесла результат. Оказывается, квадратик – это не что иное, как меню. Для таких подслеповатых и невнимательных, как я, появляются всплывающие подсказки, нужно лишь не игнорировать их по привычке. Навигация тоже оказалась очень простой, главное – точно попасть мышкой в нужную точку. Если по размерам этот сайт, придуманный студией LondonDesignCollective (она сама по себе весьма интересна – у нее нет центрального офиса, и все сотрудники работают из дома) действительно очень мал, то содержания тут хоть отбавляй. Все, разумеется, умещается в этом самом квадратике. Например, новости сайта или ежедневная лента ссылок (blog), но чтобы их прочитать на негромадном мониторе, нужно чем-нибудь вооружить глаз. Кроме того, здесь есть несколько игр, из которых мне больше всего понравился микрофутбол. Кому не нравится футбол, могут сыграть в микротеннис, в очаровательные крестики-нолики, погонять в формулу-1, и т.д. Помимо игр, арт-галерея (от «Моны Лизы» Леонардо да Винчи до «Банки Супа Кемпбелла» Энди Уорхолла), а также выставка забавных миниатюр современников, где, кстати, есть работы и наших соотечественников. Но не рекомендую слишком долго задерживаться на этом сайте. Не потому что он того не стоит, скорее, совсем наоборот, а по соображениям, скажем так, медицинского характера. Глаза приходится напрягать довольно сильно, а людям, проводящим много времени за компьютером лучше лишний раз этого не делать. Лучше вернуться сюда в следующий раз, когда соскучитесь по малым формам.

Поклонники группы Beatles наверняка хорошо помнят обложку их знаменитого альбома Sgt Peppers Lonely Hearts Club Band, где было изображено множество людей и предметов: сами битлы и их восковые фигуры, киноартисты, спортсмены, персонажи светской хроники, куклы, бюст, пальма, и т.д. Даже в отрыве от музыкального произведения сама по себе эта картина вполне может считаться художественным проектом эпохи. Нечто подобное сделал в интернете художник Говард Галлис, назвав свое произведение весьма скромно: «Картина всего», которую можно посмотреть на сайте www.thepictureofeverything.com. Это масштабное полотно, состоящее из четырех громадных фрагментов. Каждый из них — раздел, куда по смысловому признаку собраны различные элементы. Первый изображает героев комиксов и мультипликационных персонажей, второй – машины, реальных людей и роботов, в третьем собраны море земля и воздух, а в последнем – небеса и космос. В обычном масштабе выглядит это просто как пестрая картинка, но стоит кликнуть в любом месте какого-нибудь фрагмента и вам откроется участок, где кое-что можно будет рассмотреть. Нужно снова выбрать участок, кликнуть и получить изображение в натуральную величину. Здесь вы сможете детально разглядеть всех персонажей и предметы. Если кого-то не узнаете, не беда, наведите на него мышку и тут же всплывет поясняющая надпись. Любой посетитель обнаружит здесь огромное количество знакомых персонажей, но еще больше – совершенно незнакомых. Например, героев комиксов (с которых, собственно, все и началось, Галлис – автор Человека-Паука) мы опознаем далеко не всех. Для того, чтобы перейти к соседнему фрагменту, необязательно возвращаться к целой картине – можно просто пойти в одном из четырех направлений. Разумеется, это не картина всего в буквальном смысле этого слова, но массовую культуру, узнаваемые образы и устоявшиеся стереотипы планеты этот групповой портрет описывает вполне досконально. Например Мона Лиза соседствует с покемоном№ 127, чета Клинтонов – со скандальным радиоведущим Говардом Стерном и Альбертом Эйнштейном, Бивис и Батхед соседствуют со Скуби Ду и т.д. Не нашел самого автора, но его бабушка с дедушкой точно есть. А кром того, встречаются и персонажи незнакомые Галлису, он так и пишет: «Понятия не имею, кто это».

Самая известная премия в интернете, своеобразный сетевой Оскар — Webby Awards знаменита еще и тем, что лауреат должен уместить свою благодарственную речь в пять слов. Как выясняется, подобная форма выражения собственных мыслей является весьма популярной. В частности, есть сайт, где предлагается написать рецензию на фильм, используя всего четыре слова. Она так и называется – Four Words Film Review. Прежде чем записываться в лапидарные кинокритики, конечно, лучше всего, посмотреть, каких успехов на этой ниве достигли остальные многочисленные пользователи. Для «полного погружения» необходимо свободное владение английским языком, поскольку в столь суровых условиях, критики часто просо вынуждены обращаться к такому приему как игра слов. В остальных же случаях можно обойтись словарем, он же поможет и при составлении собственных рецензий. Ну а некоторые афоризмы вообще интернациональны. Вот например одна из рецензий к фильму «Прирожденные убицы» (Natural Born Killers) : «Stone can’t do comedy» («Стоун не умеет делать комедии»). Здесь же два чарта – британский и американский. Они составлены по принципу кассовых сборов, поэтому не стоит удивляться, что иногда в этих чартах есть и вовсе неотрецензированные фильмы, так что можно стать тем, чья рецензия будет первой. Понятно, что речь идет о премьерах, далеко не все из которых доходят до нас. Зато в архиве можно найти хорошо знакомые нам произведения, среди которых и «Властелин Колец» и «Звездные войны» и даже «Титаник». Из отечественных фильмов я нашел только «Ночной дозор» (Night Watch), который шел в американском прокате. Самая рейтинговая рецензия звучит так: «From Russia with blood» («Из России с кровью») Впрочем, поскольку продукции американского кинематографа в нашем прокате все еще гораздо больше, чем наших фильмов, материала для рецензий хватает. Теперь дело только за вашим желанием и четырьмя точными словами.

,