Мы привыкли считать, что в смысле подавления всяких свобод Россия отставала от стран Средней Азии. У них и меж собой есть сильные различия, например, Туркменистан по уровню свобод не сравнить с Кыргызстаном, но даже в самом лучшем среднеазиатском случае, в моем представлении, Россия смотрится куда лучше. И во многом это так и есть: здесь какая-никакая, но оппозиция, хоть и подавляемые, но уличные протесты, зависимые и прижатые, но негосударственные СМИ. Но в этот раз мне пришлось убедиться, что кое в чем мы все-таки вырвались вперед.
Я съездил в Алматы (или, по моей советской привычке, Алма-Ату) на первый фестиваль GoViral, посвященный, как можно понять из названия, всяким модным веяниям и новым форматам в интернете и медиа.
Это и интересные обсуждения, и фильмы, и концерты, и крохотная выставка достижений местных стартапов, и, что, пожалуй, важнее и полезнее — просто тусовка пополам с фестивалем молодежи и студентов
В некотором роде он похож на знаменитый американский SXSW, на котором я побывал прошлой весной, только во много-много раз меньше. Жителя Москвы трудно удивить подобного уровня мероприятием — их в столице происходят тьмы и тьмы. Но тут сразу понимаешь, что сейчас в России ничего подобного по духу и смыслу GoViral произойти не может.
Во-первых, потому что в партнерстве с американцами.
Это их идея и формат, они придумали GoViral.Kz в ознаменование 25-летия дипломатических отношений между странами и привезли свою часть участников. Кстати, американцы были очень интересные, поглядите. Нельзя сказать, что в Казахстане — проамериканские настроения, скорее, наоборот. Тем более, российское телевидение через спутник здесь смотрят чуть более, чем все, и атмосферу это совсем не очищает. Но у нас здесь — настоящая истерия пополам с паранойей. Ничего подобного GoViral здесь быть не может, никто просто не будет связываться, чисто на всякий случай. Воодушевленный успешным ходом GoViral, американский дипломат спросил меня: «Ну что, сделаем такое в Москве следующим летом?». Я покрутил пальцем у виска в ответ.
Во-вторых, сейчас в России трудно себе представить более или менее значимое деловое мероприятие без участия государства, его представителей или аффилированных с ним компаний или структур, патриотических организаций и соответствующей повестки. Вот ровным счетом ничего на GoViral со стороны хозяев не было и в помине.
В-третьих, оцените один факт. В выступлениях, которые время от времени, так или иначе сворачивали на политику, некоторые участники совершенно спокойно говорили: «да, у нас нет тут никакой политической свободы, поэтому мы учимся работать в этих обстоятельствах. Условно говоря, не шутим про политику, про власть вообще не говорим, как и про религию». Однако тут же — блестящее выступление Бектура Искендера из Кыргызстана, чей ресурс с расследованиями о коррупции заблокирован в Казахстане.
То есть, вы можете себе представить, чтобы в Москву на фестиваль, организуемый совместно с американцами, без госструктур и общественных палат, приехал парень из заблокированного у нас сайта и делился опытом антикоррупционных расследований? Это ж чистая антигосударственная деятельность по нынешним временам! У нас все ровно наоборот — главный редактор издания «Спутник и Погром» — центральная фигура на Geek Picnic.
Или вот случай, который у нас запросто сошел бы за пропаганду наркотиков. Каждый день там вот таким забавным способом проводился опрос среди участников.
Так вот, в первый день на этой стене спрашивали об отношении к легализации марихуаны, но я не успел сфотографировать.
И, хотя, например, не только с оппозицией, но и с НКО в Казахстане обходятся даже жестче, чем у нас, на этот раз почему-то лавочку не прикрыли. Никто не вырубал свет, не звонил о заложенной бомбе, владельцы помещения не разрывали аренду за день до начала, полиция не врывалась с обысками, проправительственные активисты (не знаю, есть ли такие в Казахстане) не пикетировали вход и не обливали участников зеленкой. Небо не упало на землю, а на казахскую землю не ступили солдаты НАТО.
Прошел отличный фестиваль.
Который по всем вышеозначенным причинам можно представить в Алматы, но невозможно — в Москве. В государственном идиотизме мы так ускорились в последние три года, что в чем-то уже превзошли и иные среднеазиатоские страны.
p>