Ребята из ФБК и раньше выступали как журналисты, проводя всякие расследования, в том числе и то, которое стало поводом к мирным выступлениям 26 марта, превращенным полицией в избиение студентов и школьников. Но журналисты бывают разных специализаций, вот и ФБК выступил в другом качестве, создав Навальный Live в YouTube. У них нет журналистских удостоверений (хотя могли бы быть, у них есть зарегистрированное СМИ — Левиафан), они не скрывают своих политических взглядов, но журналисты они понастоящее многих в нашей стране. Если мы считаем, что Life, RT, федеральные каналы ТВ — это журналистика, то Навальный Live это уж точно она. По крайней мере, они впрямую соответствуют определению: собирают и распространяют общественно-важную информацию, не отвечая через губу о «неинтересном шлаке«.
А в минувшее воскресенье, надо признать, они сработали лучше и успешнее всех, ведя прямые трансляции митингов по всей стране. Нельзя не отметить блестящую техническую работу компании Newcaster, которая строила оборудование Навальный Live и обеспечивала технологию прямых включений из разных городов с мобильных устройств. Отличная работа, позволившая минимумом средств построить фактически федеральную корсеть с моментальными включениями. Леня Волков провел блестящий многочасовой марафон с репортажами, интервью и мгновенной аналитикой в фантастическом темпоритме, осваивая новые для него жанры по ходу. Жалко, ТЭФИ окончательно обесценилась, а то ведь лучше кандидата, пожалуй, и не найдешь.
За все это они и были наказаны — жестко и показательно. Их редакция в офисе ФБК была разгромлена, оборудование — изъято c грубыми и многочисленными нарушениями — демонстративно пренебрежительно к закону. Но самое главное, все сотрудники, находившиеся на работе — задержаны, а потом и арестованы на 7-10 суток каждый. Отличная технология прекращения работы любого СМИ в любой момент: звонит Ахмед и сообщает о заложенной бомбе, приходит полиция, всех выгоняет, а тех, кто не уходит и продолжает работать — оформляют по 19.3 и упаковывают. И здесь сотрудники ФБК и волонтеры, пришедшие помочь, проявили себя как настоящие журналисты, оставаясь на посту и ведя трансляцию до последнего. Включая технический персонал, например, операторов. В сумме все они вместо ТЭФИ получили 125 суток ареста, штрафом не отделался ни один. Волкова наградили десятью сутками ареста и сочиняют уголовное дело по экстремизму.
И в этом сотрудники ФБК ничем не отличаются от настоящих журналистов: на Пушкинской площади полиция целенаправленно забирала тех, кто снимал видео и вел трансляции того беспредела, который она сама и устроили. Именно так был задержан и я, посмотрите.
Несмотря на разгром, Навальный Live вчера вышел в эфир по расписанию, экстренно оборудовав студию в другом месте. Люба Соболь — просто герой, подготовила и провела передачу, несмотря на весь адъ и на то, что ее эфирного партнера, Николая Ляскина посадили на 25 суток. Вот вам сегодняшний выпуск Любы.
Если бы Союз Журналистов России и Союз Журналистов Москвы не были бессмысленными проститутскими синекурами, они бы еще в воскресенье встали на защиту сотрудников ФБК, несмотря на то, что формально они не журналисты. Но ничего подобного, конечно же, не произойдет. Они и за обычных-то журналистов толком вступиться не могут, их «требование разъяснений» — самая беспомощная челобитная, которую я читал в своей жизни. И черт с ними, с этими профсоюзами. И даже с журналистской солидарностью, которой на самом деле нет. Тем более, что нормальных СМИ осталось — по пальцам. Но нормальные журналисты и просто не окончательно скурвившиеся люди есть, вы не поверите, в каждом медиа, даже самом отмороженном. Я именно к ним и обращаюсь. Мне кажется, это это тот случай, когда стоило бы не только отнестись к ФБК как к своим полноценным и полноправным коллегам, но и поддержать их хотя бы на уровне постов и заявлений. Или даже пожертвований в ФБК.
p>