Съездил на прошлой неделе во Владивосток, точнее, на остров Русский, немного посмотреть Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ). Я там уже был в конце прошлого года, на проводившемся там мероприятии, но тогда посмотреть сам вуз и поинтересоваться его проектами времени не было.
Вообще, конечно, забавно мне, человеку дважды выпертому из университета по неуспеваемости, смотреть и судить о, пожалуй, самом современном и упакованном учебном заведении России. Если честно, я даже не совсем понимаю, чем отличаются друг от друга программы бакалавриата от программ специалитета, а также магистратуры, аспирантуры и докторантуру, которых тут в избытке. И хотя всегда приятно смотаться в выходные на другой конец страны, я еще долго решал, ехать мне за тридевять земель или нет. На вопрос, что мне интересно было бы посмотреть, я честно ответил: что-нибудь технологическое, вот роботы есть у вас? — Роботы-станки или подводные аппараты? — ответили мне вопросом на вопрос. Пришлось ехать, смотреть и то и другое, и не только. Расскажу от частного к общему.
Вот эту здоровую штуку инженеры и программисты ДВФУ разрабатывали и собирали три года
Это заказ Вертолетного завода в Арсеньеве, который выпускает знаменитые Ка-52. Задача была в том, чтобы полностью автоматизировать процесс вырезания деталей для вертолетов.
Главный вопрос: с помощью какой технологии резать детали, которые могут быть крайне замысловатой формы и из различных материалов. Выбор стоял между фрезой, лазером и струей воды с добавлением песка. Остановились на последнем способе как на универсальном.
Под огромным давлением подается струя воды, к ней примешивается мелкий песок,
эта смесь, вылетающая из сопла диаметром от 1 мм легко режет металл толщиной в несколько сантиметров.
Вне зависимости от формы заготовки будущей детали, она крепится на специальном столе
Движение руки-манипулятора с краном программируется
и в целом все это похоже на машиностроительные роботы, которые мы много раз видели в репортажах с автозаводов. Только здесь он быстро перенастраивается в зависимости от профиля вырезаемой детали.
На создание робота был выделен правительственный грант около 400 миллионов рублей, и этот станок три года давал работу нескольким десяткам людей. В ноябре станок упаковывают и отправляют в Арсеньев.
Правда, студенты к этой умной машине практически непричастны — ей занимались, главным образом, сотрудники и преподаватели ДВФУ. Зато у студентов есть аж две команды по подводной робототехнике. Конструируют, собирают, программируют подводных роботов и выступают с ними на международных соревнованиях.
Стоит поглядеть, как это происходит, а если не боитесь английского языка и strong russian accent, то можно и звук включить
Рассказали мне, что на самых престижных соревнованиях в Сан Диего, откуда команда ДВФУ редко когда уезжает без призов, к ним часто подходят представители SpaceX, NASA и других американских компаний и организаций, приглашая на стажировки. «А из Роскосмоса никто ни разу не подходил, вот почему?» — искренне-удивленно спрашивают они.
Не знаю насчет Штатов, но вот Владивосток хотят по окончании учебы покинуть едва ли не все студенты, с которыми приходилось общаться. И этот контраст поражает: вуз — суперсовременный и супероборудованный, с гигантскими возможностями для, извините за советское выражение, учебы и отдыха.
Шикарный кампус, по территории которого снуют шаттлы, гигантская автостоянка, куча кафе
(часть которых, как мне сказали, принадлежит особо предприимчивым студентам) и недавно открывшийся очень милый, простите, коворкинг.
И жизнь кипит — мы случайно попали на предвыборную кампанию — пять претендентов бились за голоса избирателей на предстоящих выборах президента кампуса.
Кандидаты получают равные права на местном телевидении. Еще раз, равные права на местном, то есть, университетском телевидении. С ногастыми блондинками-ведущими, все как у людей!
Заметьте, ректору пришлось общаться не с блондинками, а с моими скучными коллегами — шеф-редактором оренбургского Эха Максом Курниковым и Ильей Кабановым, в чьем блоге наверняка появится много интересного про ДВФУ.
Вообще, тут много удивительного. Например, помимо команд по привычным видам спорта, здесь есть целых две по американскому футболу. Причем, одна из них — женская.
Огромный кампус построен на берегу «моря», точнее, бухта Аякс, Уссурийский залив. Набережная не так давно построена и производит впечатление необжитой, но прогуляться в хорошую погоду все равно приятно
Рядом — искусственные водопады, их отключают, если вдруг что
Вообще, построено-то еще меньше половины, на макете — все, что потемнее.
Вторую очередь построят, когда продадут здания ДВФУ на материке. Включая храм.
Странно, что его по нынешним временам не построили еще до общежитий, правда?
Вообще, идиотизма и совчины, весьма свойственной многим государственным учреждениям, включая университеты, здесь очень немного, во всяком случае, на взгляд заезжего приезжего. Не, ну есть, конечно, что греха таить
Против медведя, думаю, мало кто рискнул возразить, зато нынешний талисман — дракончика, подаренного голландским скульптором — пришлось отстаивать.
Потому что это ж как-то не по-русски, вон, медведь и то лучше. Отмазать дракона удалось под предлогом того, что ДВФУ — крупнейшая кузница кадров отечественного востоковедения.
В целом, повторюсь, производит какое-то очень мощное, нездешнее впечатление. И конкурс тут в среднем 11 человек на место, на некоторых направлениях доходит и до 40. А уехать при этом по окончании хотят чуть ли не все. Может и передумают: справедливости ради, нужно сказать, что в отличие от всего Приморского края, где численность населения стабильно снижается последние 22 года, сам Владивосток переломил эту тенденцию как раз в 2012, когда был саммит АТЭС, построили мост на Русский и чуть позже сдали кампус.
P.S. Занимательные цифры. На основное строительство самого современного вуза России было выделено 42 миллиарда рублей. Туристическо-развлекательный проект в Грозном с открывшимся вчера самым большим в мире музыкальным фонтаном стоит 60 миллиардов.
p>