Помилование. Что это было?

Я бы обратил внимание на довольно странную последовательность событий, которые предшествовали объявлению о помиловании Ходорковского:

15.33 Путин во время пресс-конференции говорит, что не видит перспектив в третьем деле ЮКОСА. Но, заметим, ничего не говорит о Ходорковском. Хотя у него был шанс сказать это. То есть, либо к этому моменту решение принято не было, либо Путин не хотел превращать пресс-конференцию в бенефис Ходорковского. Понятно, что даже ужасающего качества коллеги, задававшие вопросы в последний час пресс-конференции этому помешать не смогли бы.

16.06 ИТАР-ТАСС со ссылкой на хорошо информированные источники сообщает, что ни Ходорковский, ни Лебедев не проходят ни обвиняемыми, ни подозреваемыми по «третьему делу ЮКОСа». В это время президент уже примерно час отвечает на самые дурацкие вопросы наших вконец деградировавших коллег. Несмотря на то, что Песков уже несколько раз говорит, что вообще-то пора бы и честь знать, Путин, похоже собирается идти на рекорд, предоставляет слово одному так сказать журналисту за другим и даже вступает с ними в безумные дискуссии. Полное впечатление, что тянет время.

16.10 Путин внезапно сворачивает пресс-конференцию. Настолько стремительно, что я, отвернувшись от телевизора на полминуты, даже не застал, как попрощались.Путин вот еще отвечал на вопрос, не сказал каких-то технических слов, тип засиделись мы свами, а просто «С новым годом. Спасибо». И растворился. То есть букыально сорвался с места.

16.16 Путин в кулуарах объявляет, что собирается помиловать Ходорковского. Эта новость шокирует всех, включая адвокатов Ходорковского и его родственников. Заметьте, как изменилась тональность ответов Путина на вопросы о Ходорковском. Если раньше он реально нервничал, злился и употреблял всякие близкие народу обороты, типа «руки по локоть в крови», то теперь вдруг заговорил у гуманизме и достаточности наказания и даже с какой-то теплотой. Значит Путину очень, чтобы Ходорковский вышел. ОЧЕНЬ НАДО.

Что это все значило, что творилось за кулисами, кто и за какие ниточки дергал — непонятно, но уже просто по одному перечислению бросавшихся в глаза событий ясно, что что-то происходило и это что-то было очень неординарным и спешным.

История с помилованием Ходорковского ужасно напомнила мне одну историю трехлетней давности — с Игорем Сутягиным. Стремительно помиловали и обменяли. Ходорковского никто не обменивал, и даст бог не будет. Хотя, как сказать. Сегодня ночью стало известно, что США решили отказаться от планов расширить список Магницкого. Чем не размен, особенно, если фамилии в этом списке были, скажем так, чувствительные.

В любом случае, стоит порадоваться за Михаила Борисовича. Он был осужден несправедливо и, можно сказать, отсидел за многих, кого действительно бы стоило посадить. Надеюсь, что остальным сидельцам по делу ЮКОСа, прежде всего, Лебедеву и Пичугину тоже выйдет скидка. Очень надеюсь, что Ходорковский сумел как-то обусловить свое прошение о помиловании. Тем более, что его никто так и не сдал.