Позвонили с австралийского (!) ТВ с просьбой посоветовать кого-нибудь, чтобы прокомментировать «приключения Депардье в России». Как-то я растерялся и никого не порекомдовал и сам не вызвался. Очевидно, что моего английского не хватит на раскрытие всех контекстов, чисто в силу словарного запаса, а примитивно объяснять не хочется. А вот что мне подумалось по-русски.
У страны моей всегда был провинциальный комплекс, еще со времен империи совка. Любой заграничный гость (которого официально допустили и принимают) воспринимался тут как событие, носились с ним, как с писаной торбой: хлеб-соль, кокошники, детский хор/военный оркестр, программа «Время» и все такое. Каждый москвич или даже просто житель большого города отлично познал все это, приезжая в провинцию в составе какой-нибудь более-менее официальной или, еще лучше, начальственной делегации. Несмотря на устойчивый стереотип, что москвичей повсеместно не любят (в том числе и в Москве), отношение к ним, по крайней мере иногда, бывает совершенно неожиданно доброжелательным. Например, лет 10 уже назад, после ДТП, я приехал в группу разбора в город Михайлов Рязанской области. Вынесли мне постановление с небольшим штрафом, который надо было выписывать в другом здании. Так вот, далее я столкнулся с таким уровнем сервиса, который с тех пор ни в одном казенном заведении мной больше не фиксировался. Офицер группы разбора не поленился позвонить в это здание, предупредить, что я иду, чтобы его коллега, не дай бог, куда не ушел. И добавил: «С Москвы человек приехал». При этом он не имел ни малейшего понятия о том кем и где я работаю, и, боюсь даже о радио Эхо Москвы в целом — оно в г. Михайлов, к сожалению, не вещало и не вещает. Вот это безусловное и малообъяснимое выделение гостей — жителей столицы, больших городов и иностранцев в некую привелигированную группу, я и называю провинциальным комплексом, гостеприимством это у меня язык не поворачивается назвать. Последний яркий пример был с Цукербергом: встреча с Медведевым, переодевания премьера и саодвничих поменьше в толстовки Facebook, Вечерний Ургант… Представляете, что таким образом где-нибудь за рубежом встречают, ну, скажем, Аркадия Воложа из Яндекса?
На первый взгляд, кажется, что с Депардье — та же история. Во всяком случае, хлеб соль, если можно так выразиться, льется рекой, причем, через край. Но это только на первый взгляд.
История с Депардье — совершенно другого рода.
В описанных выше случаях речь идет либо о том, чтобы понравиться гостю, либо о том, чтобы показать, какие уважаемые люди нас посещают, стало быть тоже уважают. Но тут дело пошло сильно дальше, нам показывают, кого властям, а уж если совсем прямо — Путину удалось приручить. Посмотрите, Депардье — это уже вполне выдрессированный медведь
— он даже в прямом смысле этого слова пляшет!
На большинстве фото и видео прекрасный актер предстает совершенным болваном
благо, благодаря характерной внешности, ему (справедливости ради — как и мне) для этого не приходится прикладывать особенных усилий. Понятно, что целевая аудитория — это вовсе не «фейсбучные хомячки», которых довольно однообразный трэш перестал забавлять уже на второй день. Танцующий медведь может разве что тоску нагнать на хипстера или телекритикессу. В лучшем случае, это офисный планктон в самом худшем смысле этого слова, не подозревающий, что за пределами Mail.Ru тоже есть интернет. Но поскольку в основном тиражируется весь этот угар «телеканалами для доярок» (они сами себя так называют в кулуарах), очевидно, что танцующего мишку водят перед полюбившимся Путину люмпеном и показывают: смотри, какой зверь у меня есть в нашем национальном зоопарке. Есть стерхи, леоперды, кони, бицепсы, Олимпиада, комбайны, амфоры, а еще вот теперь и Депардье. Судя по обрывкам разговоров, которые я слышу, например, в метро, такой нехитрый прием находит живой отклик в сердцах «простых россиян».
p>