На семидесятилетнем юбилее моей мамы вспомнили с сестрой удивительную по нынешним временам вещь: в детстве родители ругали нас за то, что мы много читаем. Ну и ограничивали всячески: нельзя лежа, нельзя за едой, не стоит перед сном. Считалось, что чтение вредно, прежде всего, для глаз. Разумеется, мы все это нарушали, самый мой любимый вид чтения был как раз перед сном, лежа и еще жевать что-нибудь. Когда я вечером просил бабушку: «Можно, я еще немного почитаю», она неизменно отвечала: «Отца с матерью почитай» и гасила свет. Но у меня, конечно, был фонарик.
Чтение «мастера и Маргариты» в ксерокопии мы с сестрой не очень афишировали родителям — они бы точно этого не приветствовали, мало ли что. На самом деле, ничего бы и не было, но некоторых книг реально стремались.
Причем, по сравнению с нынешним книжным изобилием, читать было решительно нечего. Ну, то есть, можно было кое-что найти дома, у друзей, в библиотеке (хотя самые клевые книжки были всегда на руках, либо их нельзя было выносить из читального зала, а это скучно) или поменять 20 кг макулатуры на Монте Кристо. Но вот чтобы так, как сейчас, придти в магазин, выбрать из гигантского количества книг, да еще из разных изданий одной и той же книжки — этого и в помине не было и в мечтах. Я уж молчу про электронные книги и интернет. Может, потому оно так и нравилось, впрочем, других развлечений практически не было: как ни ругай мы нынешний телик, а тогда (конец семидесятых — восьмидесятые) он был еще хуже.
Каких-то 30 лет спустя перед родителями стоит совсем другая задача: не как вытащить ребенка из-за книжки, а как за нее усадить. Что называется, за что боролись, на то и напоролись. Разумеется, есть отдельные дети, которые любят читать, но, мне кажется, сейчас, когда нелюбовь детей и подростков к чтению стала повсеместной, как-либо ограничивать чтение мало кому из родителей придет в голову.
p>