За прошедшие два дня много наслушался о роли СМИ, «Эха Москвы» в частности, в освещении терактов. Тема эта возникает каждый раз, когда что-то случается и каждый раз в нее вовлекаются новые люди. Общая их установка: СМИ паразитируют на чрезвычайных происшествиях, терактах в частности, таким образом повышая собственный рейтинг. Чуть ли не сами заинтересованы в терактах и чуть ли не сами их инициируют. Весьма простенькая такая спекуляция, свойственная дикому состоянию общества, в котором говорить о чем-либо открыто означает в той или иной мере подрывать основы строя. Ну, просто строй такой, что обычное обсуждение проблемы подрывает основы.
Интересно другое. Сейчас те же самые люди говорят: «Что же, про московские теракты вы столько кричали, а про кизлярские — меньше!» То есть и много плохо и меньше не устраивает. Нормальная практика для людей, которым неважно за что, лишь бы ругать, сидя в уютных жежешеках. Спорить с этим не менее глупо, чем соглашаться, поэтому я предпочитаю отвечать: «Не участвуйте в том, что считаете неправильным, не слушайте, не смотрите, не повышайте рейтинг». Ну и просто делать дело, которым занимаюсь уже 16 лет, то есть новости.
Надо признать, что отношение к происходящему в Москве — всегда несколько иное, более внимательное, кстати, не только у СМИ, что и понятно. Люди, само собой, в смысле ценности их жизни — везде одинаковые, но в столице, как ни крути, еще и власть, деньги все тут, ну и те же СМИ, опять же, чего скрывать. Проблема «новостей в пределах МКАД» или даже Садового кольца никуда не девается, я, когда работаю на смене всегда стараюсь помнить об этом. Увы, в нашей крайне централизованной стране (далеко не всегда вы доберетесь из одного города в другой не через Москву), это получается далеко не всегда.
Но больше всего мне нравится то, что спрос с «Эха Москвы» — не меньше, а то и больше, чем с любого федерального телеканала, поскольку сами себя так за эти годы поставили — что мы, что они. Уровень освещения проблем, уровень влиятельности воспринимается как сопоставимый. А уж уровень открытости обсуждения, разнообразия точек зрения и процент прямого эфира — несравнимый. Хотя возможности, разумеется, несопоставимы — Эхо (штат что-то около 150 человек, кажется) вещает всего в 40 городах России (то есть, во многих случаях не может оперативно достать очевидцев) и далеко не во всех этих городах есть редакции, которые могут сделать для нас материал. Возможности же любого федерального канала несравнимо выше — число одних только водителей любого федерального телеканала в Москве сравнимо или превышает весь штат «Эха». Правда, в Москве они в этом плане нам немножко проигрывают из-за пробок — с камерой и светом не попрешься на метро. Я знаю случаи, когда машины федеральных каналов не могли выехать, просто выехать на место съемок (часто — экстренных) из-за пробки на Королева у телецентра. Да и уровень доверия телеканалам в Москве, увы, крайне низок, по вполне понятным причинам — из-за вранья и высокомерия — поэтому люди к ним идут неохотно, в основном — в надежде показаться в телике, а мы понимаем всю непреходящую ценность таких людей. К нам, слава богу, идут, посмотрите на наш сайт — и блоги пишут, и фотки постят, и в эфир звонят.
В регионах же к телеканалам особенно «московским» — отношение другое, им сам бог велел всюду успевать и всех показывать: авторитет «центрального» телевидения там непререкаем, очевидцев и ньюсмекеров для них — из-под земли достанут. Но нет — показывать и рассказывать будут только тогда, когда получат отмашку. В этом, собственно, и вся разница. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
p>